75статья

Ваш контент, теперь мобильный

Опубликовал Александр Иваничкин, 21 декабря 20декабря

Когда мы говорим о том, как создаются продукты и сервисы для мобильных телефонов, разговор обычно сводится к проблемам дизайна и разработки. Как же меняется эстетика дизайна при работе на экране меньшего размера (или большего разрешения)? Как мы применяем новые жесты, которые позволяют нам использовать преимущества сенсорного экрана? Как мы обучаемся им? Как (и кто) пишет код для всех этих различных платформ – и как все это поддерживается?

Каждый из этих вопросов имеет большое значение. Однако, заостряя внимание только на вопросах дизайна и разработки, мы упускаем один важный нюанс: как заставить наш контент правильно отображаться на экранах мобильных устройств?

Хорошая новость заключается в том, что ответ на данный вопрос поможет вам, независимо от операционной системы, возможностей устройства или разрешения экрана. Если вы найдете время на то, чтобы понять верный путь реализации вашего контента, у вас появится свобода (и гибкость) для того, чтобы применять этот путь в любом месте. Вы сможете вернуться к обдумыванию подходов к дизайну и разработке для каждой платформы, так как вы уже будете иметь многоразовую базу контента, с которой можно работать.

Плохая новость заключается в том, что это далеко не поверхностная проблема. Ее решение совсем не то, которое вы сможете принять изолированно, путем запуска «в песочнице» вашего контента в упрощенной версии веб-сайта для мобильных устройств или приложения. Решение требует детального изучения системы управления контентом, процесса редактуры, даже вашей организационной структуры. Может потребоваться ряд различных инструментов, различных процессов, способов связи.

Не унывайте. В конце концов, есть более хорошие новости. Потратив время сейчас на проверку вашего контента и упорядочивание его для максимальной гибкости и многократного использования, вы будете (лучше) подготовлены в следующий раз, когда случится выпуск нового гаджета. Вы вычистите весь мусор, удалив устаревший, плохо написанный и несоответствующий контент, а это означает, что пользователи получат только самое лучшее. Вы на тот момент уже проверите и обновите все процессы управления и обслуживания контента, а значит, весь контент, создаваемый для каждого канала – печатного, ПК, мобильного, ТВ, социального – будет управляться лучше.

Мобильная версия – не значит “упрощенная”

Судя по всему, вы в поезде.
Хотите, чтобы вам показали оскорбительно упрощенную версию сайта для мобильных устройств?

— Кеннидд Боулз

Если люди хотят что-то делать в Интернете, они захотят это делать при помощи мобильных устройств. И точка.

Граница между “задачами для ПК” и “задачами для мобильных устройств” размыта, и причиной тому является как удобство устройств, так и простота задач. Разве у вас никогда не было такого, что вы пытались быстро посмотреть какую-то информацию с планшета просто потому, что вам лень вставать и идти к компьютеру? Печатали длинное письмо на вашем BlackBerry сидя за столом, просто позабыв на время о существовании клавиатуры? Открывали для себя, что процесс бронирования билетов с мобильного устройства более прост, чем его версия для ПК (да-да, это касается “Amtrak!“) из-за того, что весь дополнительный рекламный мусор просто убран?

Замечали ли вы, что устройство, выбранное вами для определенной деятельности, не всегда походит для конкретных условий использования?

Люди используют мобильные устройства везде, во всех случаях. Они пользуются мобильными телефонами в ресторане и на диване. Они пользуются планшетами с определенными целями на деловых встречах и лениво валяясь в кровати в воскресное утро. Они используют ноутбуки с широкополосным интернетом, предоставленным работодателем, и скудно сочащийся сигнал вай-фай в дорогих гостиницах. Они используют рабочие станции на пляже — ладно, традиционные ПК они действительно используют только на рабочем месте, за столом. На этом вы меня поймали.

Знание типа используемого устройства ничего вам не говорит о намерениях пользователя. Знание чьего-либо местоположения ничего не скажет нам о его целях. Вы можете делать предположения относительно того, чего хочет пользователь только по тому, что у него маленький экран. На самом деле, все, что вы знаете: у него маленький экран.

Немобильный контекст

Пользователи получают доступ к нашему контенту с помощью устройств с самыми различными размерами и разрешением экрана. По данным SecureCube, в январе 2000 года большинство пользователей заходило на сайт с браузера с разрешением 800?600, а значительное меньшинство (двадцать девять процентов) посещало сайт, используя разрешение 1024?768 или выше, и совсем малая доля посетителей (одиннадцать процентов) использовала разрешение 640?480 (источник). В то же время, решения о наилучшем представлении контента рассматривались с точки зрения дизайна, и разработчики искали пути наилучшего способа чтения для пользователей при любом разрешении, обсуждая подходящие пути выравнивания ширины колонок и размещения на экране при переходе от маленьких экранов к большим.

У нас есть достаточно опыта представления контента на различных экранных разрешениях. Почему мы продолжаем считать, что экраны мобильных устройств обязательно означают другие условия использования?

Чего вы не слышали в разговорах дизайнеров, так это “среда 640?480″ и как она отличается от “среды 1024?768″. Никто не пытался угадать, какие задачи могут быть важнее для пользователей, применяющих разрешение 800?600, поэтому менее важные возможности могут быть скрыты. Никто не считал, что образ мыслей, задачи и цели человека могут поменяться от того, что их монитор отличается по размеру от другого.

Так почему мы считаем, что в случае с мобильными устройствами все не так?

Мобильные задачи, мобильный контент

Я только что выехала из Остина, штат Техас, с тремя друзьями. Из-за того, что мы прибыли в аэропорт немного раньше намеченного срока, я хотела бы отдохнуть в комфортной обстановке United Club, подальше от суетливой толпы. Я посчитала невежливым оставить друзей снаружи в такой обстановке, поэтому я хотела бы знать, сколько человек я могла бы привести с собой в клуб.

Простой поиск в Google должен помочь мне решить эту проблему. С достаточной уверенностью я нашла ссылку, которая выглядела многообещающе (рисунок 1.2).

Поиск по запросу “United Club Membership” показал, что контент есть на сайте для стационарных ПК. Однако из-за того, что мобильная версия веб-сайта переадресовывает ссылку, пользователь оказывается на главной странице мобильной версии сайта.

Увы, пройдя по ссылке “United Club Membership” я попала на главную страницу mobile.united.com. Когда пользователь осуществляет поиск с мобильного устройства, сайт United автоматически переадресовывает ссылки из Google на их мобильную версию сайта – без проверки доступности контента с мобильного устройства. Если контента нет на мобильной версии сайта, пользователя бесцеремонно выбрасывает на главную страницу мобильной версии сайта. Переадресации, мешающие поиску – как это может сказаться на опыте взаимодействия?

Уверена, существует прямая ссылка на полноэкранную версию сайта, но сайт немедленно направлял меня на главную страницу полноэкранной версии. Я могла бы попробовать внутренний поиск по сайту United, но я бы в конце концов продиралась через несколько страниц результатов поиска, разработанных для полноэкранных устройств. Да и, честно говоря, с какой стати я должна этим заниматься? Ответ, который должен был потребовать один переход по ссылке из поиска Google, не должен требовать перемещения по нескольким страницам на мобильной и полноэкранной версиях сайта.

Я пошла и спросила представителя за конторкой (правильный ответ – два человека).

Я подняла этот вопрос не только потому, что хотела пристыдить компанию United за ссылки, специально перенаправляющие на мобильный адрес, когда контент недоступен в мобильной версии сайта. (Это ужасно, но это лишь крик души после длинного списка других вещей, за которые я хотела бы пристыдить United Airlines). Нет, я привела этот пример, чтобы проиллюстрировать общее заблуждение относительно мобильных устройств: что они должны быть ориентированы на строго определенные задачи, а не на поиск информационного контента.

Поиск информации – это задача

Люк Вроблевски, в своей книге Mobile First, утверждает, что Юго-западные авиалинии делают правильно, что концентрируются только на транспортных задачах:

Мобильные службы… узко фокусируются на том, что нужно клиентам и чем занимаются Юго-западные [авиалинии]: резервированием поездок, регистрацией, проверкой состояния рейса, дальности полетов и получением предупреждений. Нет места для чего-либо постороннего. Только действительно важные вещи.

Эксперты по мобильным устройствам и разработчики приложений для авиалиний не могут знать, что “действительно важно”. Действительно важно то, что важно для пользователя. А это относится в той же мере к поиску информации, также как и к выполнению каких-либо задач.


Приложение для iPhone от Юго-западных авиалиний действительно содержит место только для действительно важных вещей… если в эти вещи не входит поиск информации.

Восемьдесят шесть процентов владельцев смартфонов использовали свои смартфоны для поиска информации – либо для решения проблемы, улаживания спора, получения достоверной информации, например, расписания транспорта или получения результатов спортивных состязаний, либо для того, чтобы решить, не посетить ли заведение вроде ресторана. Не верите? Посмотрите свою историю поисковых запросов на мобильном устройстве – вы с большой степенью вероятности пробовали ответить на вопросы путем поиска информации при помощи мобильного телефона.

Полная версия сайта Юго-западных авиалиний содержит информацию об их политике обработки багажа, в том числе зарегистрированного багажа, ручной клади и домашних питомцев, а также информацию об утерянном, найденном и задерживающемся багаже, большое количество другой информации для путешественников, например, что делать, если вы потеряли билет, нуждаетесь в повторной брони, или билетов на ваш рейс продано больше, чем имеется мест в самолете. На сайте есть даже информация для родителей, которые планируют забронировать поездку для несовершеннолетних без сопровождения, и информация о том, какие условия предоставляют Юго-западные авиалинии для пожилых пассажиров и пассажиров с особыми потребностями.

Мобильная версия всего этого не имеет. Кем нужно быть, чтобы сказать, что вся эта информация не имеет значения?

Оптимизация мобильной версии для наиболее популярных задач – это хорошо. Однако это не означает, что нужно исключить ценный контент.

Социальная роль мобильных устройств

Вы когда-нибудь нажимали на ссылку в Facebook или Twitter на своем телефоне? Как насчет присланных по почте ссылок?

Конечно, нажимали. То, что мы делимся контентом с друзьями и коллегами – один из основных способов современного общения. Пользователи не разрываются между доступом к почте, Facebook, Twitter, или другим социальным сервисам на ПК или мобильном устройстве – они выбирают свободно, в зависимости от того, что в данный момент ближе. На самом деле, на июнь 2012 года двадцать процентов пользователей Facebook пользовались для доступа к нему исключительно мобильными устройствами.


“Мобильный контент не найден. Хотите посетить полную версию сайта?” спрашивает The Guardian. Можете угадать ответ?

Если ваш контент недоступен – или доступ к нему затруднен – для мобильных устройств, вы теряете один из наиболее эффективных методов донесения его до пользователя. Ваш сайт заполнен иконками, пытающимися заставить людей поделиться вашим контентом? Если читатели получают лишь сообщение об ошибке, когда переходят по ссылке на ваш контент, все усилия, которые вы приложили к стимуляции его распространения, напрасны.

Создание дизайна под контекст

“Контекст” – это модное словечко, которым разбрасываются вокруг, когда речь идет о мобильных устройствах. На интерактивной конференции «South by Southwest» в 2011 году, стенд, названный “создание дизайна под контекст” был первым в списке того, что необходимо увидеть по версии .net Magazine.

Мечта заключается в том, чтобы можно было кроить контент под контекст пользователя – местоположение, время суток, социальное окружение, персональные предпочтения. На основании того, что мы знаем о пользователе, можно быстро персонализировать контент и подогнать его под его нужды.

Сегодня мы используем “создание дизайна под мобильный контекст” как оправдание за то, что мобильные устройства предоставляют ограниченный опыт взаимодействия. Предприятия согласны вкладывать минимальное количество времени и усилий в мобильные устройства, пока они не покажут способность вернуть вложенное. Дизайнеры верят в то, что они могут угадать ту самую информацию или функции, в которых нуждается пользователь. Каждый утверждает, что он создает дизайн на “случай использования мобильных устройств”.

Остерегайтесь персонализированных интерфейсов

Предполагать, что “дизайнер знает лучше” при выборе способа донесения персонализированного контента – рискованное занятие. Мы непростительно плохо умеем предсказывать возможные желания других людей. Даже вооруженные реальными данными, мы, скорее всего, сделаем ошибочные предположения, когда решим показать одни вещи и скрыть другие.

Microsoft Office пробовал эту стратегию в конце 1990х годов. Office 97 предлагал много новых возможностей и улучшений, которые сильно усложнили пользовательский интерфейс. Длинные меню и чересчур перегруженные панели инструментов создавали впечатление “раздутости” интерфейса. (Не напоминает никакие веб-сайты?)

В ответ, Microsoft разработала “персонализированные меню” и “плавающие панели инструментов”, которые показывают сначала только наиболее используемые инструменты. Несмотря на то, что Microsoft обладала хорошими данными и мощным алгоритмом для помощи пользователю в определении инструментов, которые будут показываться первыми, все закончилось тем, что пользователю не понравилось быть предсказуемым. Люди посчитали неудобным проходить через двухступенчатую процедуру и блуждать в большом количестве пунктов меню в поисках того, что они искали. Персонализированные меню оказались покушением на один из базовых принципов практичного дизайна: пользователь должен контролировать систему.


Персонализированные меню в Office 97 были попыткой назначить приоритет тех пунктов, которые, по мнению Microsoft, хотел бы поставить на первое место пользователь. Это был провал.

А теперь представим, что вместо того, чтобы нажать на кнопку развертывания внизу меню, пользователю приходится нажимать ссылку “Полноэкранная версия сайта”, а затем искать по навигации нужное ему, вглядываясь в крохотный экран. Если мобильная версия вашего веб-сайта предлагает неполный объем контента, вы рискуете тем, что ваши клиенты разочаруются в вашем сайте, как пользователь в примере выше. Только это будет еще хуже.

У вас нет достоверных данных

У Microsoft были вагоны данных о том, какие функции люди используют чаще всего. Они разработали сложный алгоритм, чтобы представить по умолчанию “короткое” меню, на основании данных о том, какие функции люди будут использовать вероятнее всего, собранных на протяжении долгих лет истории и исследований многих циклов использования их продуктов. И они до сих пор допускают ошибки.

Решения, которые вы принимаете, определяя ту часть контента, которая будет доступна, скорее всего, не основаны на достоверных данных. Они вообще не могут быть основаны ни на каких данных, а лишь только на внутреннем чутье касательно того, какие опции будут наиболее важны для мифического пользователя, применяющего устройство на ходу.

Даже имея данные аналитиков о том, какой контент люди ищут с помощью мобильных устройств, маловероятно, что вы получите абсолютно точную картину того, чего действительно хотят пользователи. Сегодняшний ущербный опыт составляет слишком малоподходящую площадку для оценки того, что люди могут хотеть делать с помощью мобильника. По словам Джейсона Григсби, соучредителя CloudFour.com и MobilePortland.com:
Мы не можем предсказать будущее поведение исходя из текущего опыта, который ничего хорошего собой не представляет.

Если ваше видение мобильной индустрии заключается в контекстном дизайне, первым шагом, который необходимо предпринять, будет загрузка всего вашего контента на мобильные устройства.

Что, правда, все? Действительно?

Действительно. Ваша контент-стратегия для мобильных устройств не должна заключаться в разработке спутника для вашего полноэкранного сайта, и демонстрирующего только ту часть контента, в которой, как вы решили, будет нуждаться пользователь. Это не сработает, потому что:

  • Люди быстро переключаются с одного устройства на другое, часто выбирая мобильное устройство даже тогда, когда есть доступ к стационарному компьютеру. Не считайте, что вы можете разработать дизайн для пользователя, применяющего устройство на ходу, потому, что люди используют их везде и всюду.
  • Пользователи, использующие только мобильные устройства, тоже хотят и нуждаются в вашем контенте! Не относитесь к ним как к гражданам второго сорта только потому, что они никогда или не часто используют полную версию. Если вы думаете о них как о “предпочитающих мобильные устройства”, помните, что вы не можете решить, какое устройство они используют для доступа к вашему контенту. А они могут.
  • Мобильные устройства поддерживают чтение контента так же, как и функциональные задачи. Не нужно считать, что все окей только потому, что вы переделали несколько ключевых функций для мобильных устройств – еще много предстоит сделать с вашим контентом.
  • Контекст – это компромисс. Не используйте контекст как основную причину придерживать контент до тех пор, пока вы не будете обладать реальными данными исследований касательно того, в чем пользователи нуждаются в данной ситуации или обстоятельствах. До тех пор, пока вы не получите их, вы будете угадывать неверно. (А если и получите – учитывая убогий опыт, получаемый многими пользователями на мобильных устройствах, вы также угадаете, скорее всего, неверно).
  • Никогда не заставляйте пользователей переходить в полную версию сайта в поисках контента, которого они ищут с мобильного устройства. Вместо этого, добивайтесь равенства контента между полной и мобильной версиями – может быть, не представления того же контента совсем таким же способом, но максимальной равноценности замены.

    Ваша цель – распространить контент, на любой платформе, в любом формате, в котором пожелает его потреблять ваша аудитория. Ваши пользователи должны сами решать как, когда и где они хотят читать ваш контент. Это ваша задача и ваша ответственность – предоставлять им хороший опыт взаимодействия.

    Это перевод статьи под названием “Your Content, Now Mobile” от KAREN MCGRANE. Перевели в компании UXDepot с одобрением издания A List Apart.

    PS от переводчиков: Надеюсь, вам понравилась статья. Мы будем рады, если вы укажете нам на ошибки в переводе, чтобы мы могли их оперативно исправить. Пишите нам по адресу editor@uxfox.ru, пожалуйста 🙂

    VK.init({apiId: 2745953, onlyWidgets: true}); VK.Widgets.Like(‘vk_like_5841’, {type: ‘button’, pageTitle: ‘Ваш контент, теперь мобильный’, pageUrl:’/your-content-now-mobile/’, verb: ‘0’}, 5841);

Все комментарии:

    Нет комментариев.


    Оставьте комментарий: